Хип-хоп: спорт или танец?
13199
0
13199
15:00 от 19.07.2024
Автор:
dance.ru
Хип-хоп вырос из субкультуры, зародившейся в Нью-Йорке в 70-х годах прошлого века как музыкальный жанр. Cо временем хип-хоп стали не только петь, но и танцевать. Постепенно он завоевал Европу, затем перерос «уличный» формат, получил спортивное направление и стал одной из дисциплин фитнес-аэробики.
Что приобрел хип-хоп, войдя в «семью» официального, популярного во всем мире вида спорта? По каким критериям оценивают спортсменов на соревнованиях? И в каких отношениях находятся хип-хоп танцевальный с хип-хопом спортивным?
Об этом мы поговорили с представителями Федерации фитнес-аэробики России (ФФАР) – президентом ФФАР, мастером спорта по гимнастике Татьяной Полухиной, вице-президентом ФФАР Кириллом Жариковым, а также членом президиума, председателем судейской коллегии ФФАР, победителем и призером первенства России по хип-хопу Екатериной Невьянцевой.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Хип-хоп, как официальная спортивная дисциплина, появился в России в 2001 году. Сначала он носил название «фанк-аэробика», затем – «фанк хип-хоп», «хип-хоп аэробика», и с 2016 года за дисциплиной было закреплено название хип-хоп. Сегодня это одна из спортивных дисциплин вида спорта «фитнес-аэробика», включенного в реестр видов спорта в Российской Федерации, который ведет Министерство спорта РФ.
«Наша федерация имеет большую экспертизу в области хип-хопа, – рассказывает Татьяна Полухина. – В России мы являемся официальным представителем FISAF International – международной спортивной федерации, занимающейся развитием фитнес-аэробики и хип-хопа в мире и проведением крупных спортивных турниров. В каждом официальном турнире по фитнес-аэробике, а их мы провели уже более сотни, участвуют аккредитованные Министерством спорта РФ дисциплины хип-хоп (группа 5-9 человек) и хип-хоп большая группа (10-25 человек)».
Татьяна Полухина
Есть у хип-хопа жизнь и за пределами ФФАР. Это разнообразные коммерческие турниры и, конечно, телевизионные шоу, которые знакомят с популярными стилями хип-хопа миллионы людей. При этом, по словам Екатерины Невьянцевой, между спортивным и «уличным» хип-хопом немало пересечений: «Сильные спортсмены участвуют как в официальных соревнованиях ФФАР, так и в коммерческих турнирах, а параллельно берут призы в популярных ТВ-конкурсах. Это взаимное “опыление' позволяет хип-хопу развиваться. Однако, безусловно, у спортивного хип-хопа есть масса значимых отличий от хип-хопа “уличного”»
МЕЖДУ СПОРТОМ И ТВОРЧЕСТВОМ ЛЮБОЙ МОЖЕТ РАССМОТРЕТЬ ГРАНИЦУ
«Если говорить совсем просто, то спортивный хип-хоп – это спорт, все остальное – творчество, – говорит Кирилл Жариков. – А между спортом и творчеством любой может рассмотреть границу. Спорт, как социальное общественное направление, более систематизирован. Это регламент отборов на соревнования, охватывающий всю страну и позволяющий талантливому спортсмену из любого региона участвовать в крупных турнирах и выполнять спортивные нормативы для получения разрядов и званий. Это четкие критерии судейства, прописанные методики преподавания, аттестации тренеров – целый комплекс мер, делающих хип-хоп привлекательным для спортсменов за счет понятной траектории развития и возможностей профессионального роста».
Кирилл Жариков
Участники секций хип-хопа, занимающихся по методологии ФФАР, соревнуются на турнирах, которые интегрированы в утвержденную Министерством спорта РФ сетку соревнований. На нижнем уровне этой сетки находятся районные турниры, потом городские, затем соревнования субъектов федерации и всероссийские турниры. Таким образом, любой спортсмен может в течение одного сезона пройти отбор в сборную своего города, и в случае успешных выступлений, представить его на крупном турнире федерального уровня по фитнес-аэробике. Причем победа на каждом из этапов позволит ему выполнить норму спортивного разряда. А разряд – это масса практических преимуществ, от дополнительных баллов при поступлении в вуз до хорошего старта в карьере профессионального спортсмена. К примеру, разряд позволяет успешному спортсмену после дополнительного обучения работать судьей на официальных соревнованиях или организовать собственную секцию, в которую будут стремиться попасть.
ХИП-ХОП СВЯЗАН С ВЫСОКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, СЕРДЕЧНОЙ НАГРУЗКОЙ
«Подготовка к официальным турнирам, проводимым под эгидой ФФАР, может показаться хип-хоперам более сложной, чем подготовка к коммерческим турнирам, – делится мнением Екатерина Невьянцева. – У нас действительно есть ряд формальных требований к участникам, которые не все любят выполнять, например, обязательная диспансеризация. При этом у спортсменов, которые регулярно и успешно участвуют в соревнованиях, это не вызывает вопросов. Они понимают, для чего это нужно, и быстро решают все организационные задачи».
Екатерина Невьянцева
«Диспансеризация необходима для безопасности самих же спортсменов, – говорит Кирилл Жариков. – Ведь хип-хоп связан с высокой физической, сердечной нагрузкой, и мы, как организаторы, отвечаем за участников турнира, пока они находятся на площадке, особенно, если это дети и подростки».
СУДЕЙСТВО: ПРАВИЛА ОБЪЕКТИВНОСТИ
Принцип оценки спортсменов на соревнованиях – главное, что отличает спортивный хип-хоп от танца хип-хоп.
«В спортивном хип-хопе судьи не оперируют такими понятиями, как “нравится” или “не нравится”, – комментирует Кирилл Жариков. – Наши правила прозрачны и понятны всем участникам соревнований, а судьи, работающие на турнирах, проходят специальное обучение, регулярные курсы повышения квалификации и обязательную аттестацию».
В спортивном хип-хопе нет обязательных элементов, а в каждом выступлении, длящемся от двух до двух с половиной минут, не регламентировано количество битов, как в аэробике и степ-аэробике. При этом есть пять равнозначных критериев, по которым судьи выставляют оценки участникам: техника и сложность, музыкальное выражение и интерпретация, креативность и разнообразие, перестроения и визуальные образы, командная работа и подача.
Для своей программы спортсмены могут выбрать любое хип-хоп направление, на оценку судей этот выбор влиять не будет.
«Команды, к примеру, могут использовать стили “старой школы” – локинг и паппинг, – рассказывает Екатерина Невьянцева. – Эти стили имеют четкую базу элементов и исполняются под фанковую музыку. Часто выбирают стили, наиболее популярные в современной уличной культуре, – хаус, крамп, афро, дэнсхолл. Все они также имеют свою базу элементов, свой грув. Сейчас самым распространенным из них, пожалуй, является афро, а вот мода на суперпопулярный года три-четыре назад дэнсхолл немного спала. Еще есть стили вакинг и вог, элементы которых тоже берут наши спортсмены. Команда может выбрать один стиль или объединить сразу несколько – главное, чтобы в программе учитывались все критерии, по которым будет выставляться оценка».
И СТАР, И МЛАД
Один из мифов, связанных со спортивным хип-хопом, – это его «заточенность» на детско-юношеский спорт.
«У этого мифа есть понятные предпосылки, – говорит Кирилл Жариков. – Мы действительно уделяем большое внимание работе с младшими возрастными группами. Например, сейчас готовится модуль по хип-хопу для школ, который уже в этом году позволит массово внедрять эту дисциплину в рамках основного и дополнительного школьных образований».
При этом возможности заниматься спортивным хип-хопом в системе, созданной Федерацией фитнес-аэробики России, участвовать в турнирах и даже получать разряды есть у людей разных возрастов.
«Мы проводим как детские, так и взрослые соревнования для спортсменов-профессионалов, – говорит Екатерина Невьянцева. – У нас есть замечательная категория “сеньоры”, в которой состязаются спортсмены 35+ лет. Некоторым участникам уже за 60 лет, у некоторых есть внуки. Бывает, что на наших турнирах выступает по три поколения одной семьи».
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Развитие хип-хопа – одна из стратегических задач, которые декларирует Федерация фитнес-аэробики России.
«Хип-хоп – зрелищное, востребованное спортивное направление, которое родилось и набрало популярность в молодежной среде, а сейчас получило новый виток развития как одна из дисциплин фитнес-аэробики», – говорит Кирилл Жариков.
В планы федерации входит расширение перечня официальных дисциплин хип-хопа. Сегодня их всего две – хип-хоп и хип-хоп большая группа, но в будущем их число может увеличиться до пяти.
Комментирует Татьяна Полухина: «В этом году федерация разработала еще несколько категорий и уже начала “обкатывать” их на соревнованиях. Это хип-хоп дуэт, хип-хоп малая группа (3-4 человека) и самая популярная у коммерческих турниров дисциплина хип-хоп баттл – танцевальный поединок между двумя спортсменами. Цель таких нововведений – сделать дисциплину еще более массовой и зрелищной. Со зрелищностью все очевидно – новые категории поддержат интерес к дисциплине со стороны зрителей. Массовости же мы достигаем за счет вариативности. Например, если команда, состоящая из пяти человек, распадется, новые дисциплины, представленные в дуэтах и малых группах, позволят удержать оставшихся членов команды в соревновательном спорте. А баттлы станут еще одним мостиком между спортивным хип-хопом и хип-хопом “уличным”, из которого наша дисциплина взяла начало».
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Что приобрел хип-хоп, войдя в «семью» официального, популярного во всем мире вида спорта? По каким критериям оценивают спортсменов на соревнованиях? И в каких отношениях находятся хип-хоп танцевальный с хип-хопом спортивным?
Об этом мы поговорили с представителями Федерации фитнес-аэробики России (ФФАР) – президентом ФФАР, мастером спорта по гимнастике Татьяной Полухиной, вице-президентом ФФАР Кириллом Жариковым, а также членом президиума, председателем судейской коллегии ФФАР, победителем и призером первенства России по хип-хопу Екатериной Невьянцевой.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Хип-хоп, как официальная спортивная дисциплина, появился в России в 2001 году. Сначала он носил название «фанк-аэробика», затем – «фанк хип-хоп», «хип-хоп аэробика», и с 2016 года за дисциплиной было закреплено название хип-хоп. Сегодня это одна из спортивных дисциплин вида спорта «фитнес-аэробика», включенного в реестр видов спорта в Российской Федерации, который ведет Министерство спорта РФ.
«Наша федерация имеет большую экспертизу в области хип-хопа, – рассказывает Татьяна Полухина. – В России мы являемся официальным представителем FISAF International – международной спортивной федерации, занимающейся развитием фитнес-аэробики и хип-хопа в мире и проведением крупных спортивных турниров. В каждом официальном турнире по фитнес-аэробике, а их мы провели уже более сотни, участвуют аккредитованные Министерством спорта РФ дисциплины хип-хоп (группа 5-9 человек) и хип-хоп большая группа (10-25 человек)».
Татьяна Полухина
Есть у хип-хопа жизнь и за пределами ФФАР. Это разнообразные коммерческие турниры и, конечно, телевизионные шоу, которые знакомят с популярными стилями хип-хопа миллионы людей. При этом, по словам Екатерины Невьянцевой, между спортивным и «уличным» хип-хопом немало пересечений: «Сильные спортсмены участвуют как в официальных соревнованиях ФФАР, так и в коммерческих турнирах, а параллельно берут призы в популярных ТВ-конкурсах. Это взаимное “опыление' позволяет хип-хопу развиваться. Однако, безусловно, у спортивного хип-хопа есть масса значимых отличий от хип-хопа “уличного”»
МЕЖДУ СПОРТОМ И ТВОРЧЕСТВОМ ЛЮБОЙ МОЖЕТ РАССМОТРЕТЬ ГРАНИЦУ
«Если говорить совсем просто, то спортивный хип-хоп – это спорт, все остальное – творчество, – говорит Кирилл Жариков. – А между спортом и творчеством любой может рассмотреть границу. Спорт, как социальное общественное направление, более систематизирован. Это регламент отборов на соревнования, охватывающий всю страну и позволяющий талантливому спортсмену из любого региона участвовать в крупных турнирах и выполнять спортивные нормативы для получения разрядов и званий. Это четкие критерии судейства, прописанные методики преподавания, аттестации тренеров – целый комплекс мер, делающих хип-хоп привлекательным для спортсменов за счет понятной траектории развития и возможностей профессионального роста».
Кирилл Жариков
Участники секций хип-хопа, занимающихся по методологии ФФАР, соревнуются на турнирах, которые интегрированы в утвержденную Министерством спорта РФ сетку соревнований. На нижнем уровне этой сетки находятся районные турниры, потом городские, затем соревнования субъектов федерации и всероссийские турниры. Таким образом, любой спортсмен может в течение одного сезона пройти отбор в сборную своего города, и в случае успешных выступлений, представить его на крупном турнире федерального уровня по фитнес-аэробике. Причем победа на каждом из этапов позволит ему выполнить норму спортивного разряда. А разряд – это масса практических преимуществ, от дополнительных баллов при поступлении в вуз до хорошего старта в карьере профессионального спортсмена. К примеру, разряд позволяет успешному спортсмену после дополнительного обучения работать судьей на официальных соревнованиях или организовать собственную секцию, в которую будут стремиться попасть.
ХИП-ХОП СВЯЗАН С ВЫСОКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, СЕРДЕЧНОЙ НАГРУЗКОЙ
«Подготовка к официальным турнирам, проводимым под эгидой ФФАР, может показаться хип-хоперам более сложной, чем подготовка к коммерческим турнирам, – делится мнением Екатерина Невьянцева. – У нас действительно есть ряд формальных требований к участникам, которые не все любят выполнять, например, обязательная диспансеризация. При этом у спортсменов, которые регулярно и успешно участвуют в соревнованиях, это не вызывает вопросов. Они понимают, для чего это нужно, и быстро решают все организационные задачи».
Екатерина Невьянцева
«Диспансеризация необходима для безопасности самих же спортсменов, – говорит Кирилл Жариков. – Ведь хип-хоп связан с высокой физической, сердечной нагрузкой, и мы, как организаторы, отвечаем за участников турнира, пока они находятся на площадке, особенно, если это дети и подростки».
СУДЕЙСТВО: ПРАВИЛА ОБЪЕКТИВНОСТИ
Принцип оценки спортсменов на соревнованиях – главное, что отличает спортивный хип-хоп от танца хип-хоп.
«В спортивном хип-хопе судьи не оперируют такими понятиями, как “нравится” или “не нравится”, – комментирует Кирилл Жариков. – Наши правила прозрачны и понятны всем участникам соревнований, а судьи, работающие на турнирах, проходят специальное обучение, регулярные курсы повышения квалификации и обязательную аттестацию».
В спортивном хип-хопе нет обязательных элементов, а в каждом выступлении, длящемся от двух до двух с половиной минут, не регламентировано количество битов, как в аэробике и степ-аэробике. При этом есть пять равнозначных критериев, по которым судьи выставляют оценки участникам: техника и сложность, музыкальное выражение и интерпретация, креативность и разнообразие, перестроения и визуальные образы, командная работа и подача.
Для своей программы спортсмены могут выбрать любое хип-хоп направление, на оценку судей этот выбор влиять не будет.
«Команды, к примеру, могут использовать стили “старой школы” – локинг и паппинг, – рассказывает Екатерина Невьянцева. – Эти стили имеют четкую базу элементов и исполняются под фанковую музыку. Часто выбирают стили, наиболее популярные в современной уличной культуре, – хаус, крамп, афро, дэнсхолл. Все они также имеют свою базу элементов, свой грув. Сейчас самым распространенным из них, пожалуй, является афро, а вот мода на суперпопулярный года три-четыре назад дэнсхолл немного спала. Еще есть стили вакинг и вог, элементы которых тоже берут наши спортсмены. Команда может выбрать один стиль или объединить сразу несколько – главное, чтобы в программе учитывались все критерии, по которым будет выставляться оценка».
И СТАР, И МЛАД
Один из мифов, связанных со спортивным хип-хопом, – это его «заточенность» на детско-юношеский спорт.
«У этого мифа есть понятные предпосылки, – говорит Кирилл Жариков. – Мы действительно уделяем большое внимание работе с младшими возрастными группами. Например, сейчас готовится модуль по хип-хопу для школ, который уже в этом году позволит массово внедрять эту дисциплину в рамках основного и дополнительного школьных образований».
При этом возможности заниматься спортивным хип-хопом в системе, созданной Федерацией фитнес-аэробики России, участвовать в турнирах и даже получать разряды есть у людей разных возрастов.
«Мы проводим как детские, так и взрослые соревнования для спортсменов-профессионалов, – говорит Екатерина Невьянцева. – У нас есть замечательная категория “сеньоры”, в которой состязаются спортсмены 35+ лет. Некоторым участникам уже за 60 лет, у некоторых есть внуки. Бывает, что на наших турнирах выступает по три поколения одной семьи».
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Развитие хип-хопа – одна из стратегических задач, которые декларирует Федерация фитнес-аэробики России.
«Хип-хоп – зрелищное, востребованное спортивное направление, которое родилось и набрало популярность в молодежной среде, а сейчас получило новый виток развития как одна из дисциплин фитнес-аэробики», – говорит Кирилл Жариков.
В планы федерации входит расширение перечня официальных дисциплин хип-хопа. Сегодня их всего две – хип-хоп и хип-хоп большая группа, но в будущем их число может увеличиться до пяти.
Комментирует Татьяна Полухина: «В этом году федерация разработала еще несколько категорий и уже начала “обкатывать” их на соревнованиях. Это хип-хоп дуэт, хип-хоп малая группа (3-4 человека) и самая популярная у коммерческих турниров дисциплина хип-хоп баттл – танцевальный поединок между двумя спортсменами. Цель таких нововведений – сделать дисциплину еще более массовой и зрелищной. Со зрелищностью все очевидно – новые категории поддержат интерес к дисциплине со стороны зрителей. Массовости же мы достигаем за счет вариативности. Например, если команда, состоящая из пяти человек, распадется, новые дисциплины, представленные в дуэтах и малых группах, позволят удержать оставшихся членов команды в соревновательном спорте. А баттлы станут еще одним мостиком между спортивным хип-хопом и хип-хопом “уличным”, из которого наша дисциплина взяла начало».
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Читайте также
30 цитат про танцы от великих
3063762
"ТАНЦЫ" на ТНТ: кто прошел в Топ-37 последнего сезона?
1600517
"Деревянные и неуклюжие": неудачные танцы звёзд в Инстаграм
1261297
Названия команд: 5 удивительных историй появления
1028163
Бывший хореограф Марайи Керри раскритиковал танцевальные способности певицы
911891
Регистрация
на конкурсы
и фестивали
22.09.2024 - 22.09.2024
12.10.2024 - 12.10.2024
12.10.2024 - 12.10.2024
3.11.2024 - 3.11.2024
1.12.2024 - 1.12.2024